Previous Entry Share Next Entry
У депутатов претензии к Минобрнауки
птенец
gol_olga

У депутатов и чиновников разный взгляд на вопрос единства образовательного пространства в России.Я уже писала о том, что министр образования Ливанов рассматривает единство образовательного пространства в России как "разнообразие практик" и "обмен опытом". Среднее общее образование, полученное в разных школах, может сильно различаться и составом предметов, и объемом полученных знаний, так как новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждают вариативность образовательных программ в школах и не закрепляют обязательность какого-либо содержания по предметам. Подробнее о ФГОС можно прочитать здесь.

23 октября 2015 года Комитет Государственной Думы по образованию провел круглый стол по теме «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, представители педагогического сообщества, издатели профильной литературы, авторы учебников, эксперты. Что говорили присутствовавшие, из короткого сообщения на сайте Госдумы неясно. Однако первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, открывая заседание, сообщил, что недоработки в этой сфере со стороны Министерства образования и науки РФ очень серьезные и очевидные, и что у Комитета масса претензий к профильному ведомству по этому направлению работы.

На круглом столе поднимались вопросы базовых факторов формирования единого образовательного пространства – качества ФГОС и учебников. При этом Бурматов заявил: «Пока те, кто отвечают за обеспечение школ учебной литературой, в первую очередь думают о своих прибылях и в последнюю – о детях, а не наоборот, ситуация не нормализуется».

Еще в феврале 2013 года на заседании Комитета был рассмотрен вопрос о нормативном обеспечении, формировании и содержании общего образования. Были проведены парламентские слушания и создана межфракционная рабочая группа по этой тематике. Группа работает, однако проблема остается, и со стороны профессионального сообщества в адрес Министерства образования периодически поступают упреки. Бурматов назвал эти упреки справедливыми.

Напомню, что в действующем законе ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» среди требований, которые должны прописывать ФГОС (ст.11 п.3), отсутствует требование к содержанию образовательных программ. Разработанные в соответствии с этой нормой ФГОСы позволяют включить в программу практически любое содержание. Сейчас в Госдуме проходит подготовку к рассмотрению Законопроект № 789680-6, который предлагает изменить данную норму – закрепить в ФГОС для школ не только требования к структуре образовательных программ и их объем, но и базовое содержание программ учебных предметов. Такое изменение не означает отказ от вариативности программ (ведь разделение программы на обязательную и вариативную часть остается), однако в значительной степени ее ограничивает.

Законопроект также предусматривает утверждение федерального перечня базовых учебников по математике, истории России, русскому языку и литературе, введение обязательной государственной итоговой аттестации по этим предметам и установление обязательных форм ее проведения (по истории России – письменно и устно, по русскому языку и литературе – письменно только в форме сочинения). А еще прописывается обязательность проверки усвоения полученных знаний, причем контрольно-измерительные материалы (КИМ) и критерии оценивания должны разрабатываться в соответствии с ФГОС и базовыми учебниками.

Сложно сказать, насколько хороша норма единых базовых учебников. С учетом коррупции вполне вероятно, что они могут оказаться вовсе не лучшими. Однако требования включения базового содержания по учебным предметам в ФГОС, разработка КИМ и критериев оценивания в соответствии с этим содержанием безусловно правильны. Эти нормы будут гарантировать отсутствие упрощения КИМ, а значит определенный базовый багаж знаний для людей, получивших среднее образование. Правительство дало отрицательный отзыв на законопроект, зато его поддержали депутаты: законопроект был внесен в Госдуму Ириной Яровой и главой Комитета по образованию Вячеславом Никоновым, а затем под законопроектом подписались 68 депутатов. Дата рассмотрения законопроекта пока неопределена.

?

Log in

No account? Create an account