Previous Entry Share Next Entry
Природа и среда: наследственность и воспитание
птенец
gol_olga

Оставлю здесь краткие тезисы из статьи советского психолога Божович Лидии Ильиничны «Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе». Очень эта работа сейчас актуальна в связи c начавшейся пропагандой отбора детей для индивидуального образования.Насколько мы помним, ведущую роль человеческому отбору придавал Гитлер. Он утверждал необходимость отбора для совершенствования человека, выделяя наиболее ценные в расовом смысле элементы и в области физического здоровья, и в области интеллектуальных способностей для обучения (причем указывал, что в первом случае это легко сделать механически, а во втором случае для отбора необходима повседневная борьба – человек должен доказать, что он достоин быть избранным).

В противоположность нацизму коммунизм провозглашает равенство людей, у идеологов коммунизма нет даже намеков на отбор людей по каким-либо признакам. Маркс утверждал, что «само общество производит человека как человека» и придавал большое значение становлению и изменению человека во времени. В Манифесте коммунистической партии 1848г. коммунизм описан как «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Именно развитие каждого (а не механический и естественный отбор, как это было при нацизме) положен в основу совершенствования человека при коммунизме. И тут встает вопрос о том, насколько такая установка оправдана.

Л.И. Божович (1908–1981) – ученица Л.С Выготского, доктор психологических наук. Она  писала, что, во-первых, врожденные предпосылки задают верхние и нижние границы, внутри которых средовые и социальные условия могут давать очень разные результаты, и эти возможности огромны, хоть и не безграничны.

Во-вторых, влияние врожденных предпосылок в ходе развития ребенка, как правило, становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. Это объясняется тем, что на каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, вступая во взаимоотношения с тем или иным природным задатком, все более и более опосредствуют его влияние. Некоторые генетики утверждают, что количество вариаций, которые может дать одна и та же биологическая предпосылка на каждом новом уровне опосредствования, растет в геометрической прогрессии.

В третьих, имеются научно установленные данные, свидетельствующие о том, что наследственные задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее психическое образование. В установлении этой закономерности решающую роль сыграл метод изучения близнецов. Оказалось, например, что элементарные формы простой зрительной памяти связаны с генотипическими особенностями ребенка, а ее более высокие, сложные формы (например, формы логической памяти) зависят прежде всего от среды, в которой растет и обучается ребенок. То же самое относится и к другим психическим особенностям: элементарным и сложным формам восприятия, мышления и др.

В четвертых, важно, что любая биологическая предпосылка, относящаяся к высшей нервной деятельности человека, вовлекаясь в процессе развития в образование качественно новых психических структур, сама претерпевает изменения, кристаллизуя в себе влияния человеческой деятельности и социальных условий. Например, мозг по-разному запечатлевает предъявленный человеку материал в зависимости от того, сформировалась ли у него логическая память или же его мнемическая активность находится на уровне механического запоминания.

Так что развитие каждого человека оправдано (среда и воспитание помогут максимизировать заложенные в человеке возможности, помним о геометрической прогрессии!) – каждого, а не только тех, кто хватает звезды с неба. Кстати, разный подход к развитию людей, скорее всего, сказался на результатах противостояния коммунистической и нацистской системы при Великой Отечественной войне. Преимущества коммунистического подхода к формированию человека очевидны. И тут интересно, кто направляет нынешнюю Россию на неприглядный и неэффективный путь совершенствования человека путем отбора. Уж не те ли силы, которым как кость в горле стоит наша Победа в 1945 году? Они прекрасно поняли, что наша точка силы была в массовом качественном образовании, которое будило способности людей.

  • 1
На мой взгляд это не тот случай, когда "правда всегда одна" (с).
Вы правы. Но имеет право на жизнь и индивидуальный подход.
Не буду ходить далеко, скажу только и исключительно за себя. Научился читать в 4 года, в 6 лет уже почти наизусть знал учебники по литературе и зоологии до 7 класса включительно, читал запоем (начиная с 7 лет - от 10 до 30 книг в неделю).
И вот меня отдают в школу. В 7 лет, заметьте. И мне первые три года просто безумно скучно. И я понемногу превращаюсь в конченого лентяя. Да, школу с баллом 5.0 закончил. Да, был победителем нескольких областных олимпиад по различным предметам. Но учиться тому, что преподавали в школе, было скучно. Нового материала - процентов 30-35. Все остальное - нелепое повторение давно усвоенного.
И скажите пожалуйста, кому было бы хуже, если бы советской (замечательной в целом, тут даже спорить не о чем) системой образования был предусмотрен индивидуальный подход ко мне и мне подобным?
По факту были люди, дети которых заканчивали ВУЗы к 14-15 годам и даже чуть раньше. Но это люди сами из интеллектуальных элит, имеющие связи и хорошо знающие законодательство. А меня растила мама без отца, не имея ни связей, ни глубокого знания нюансов законодательства об образовании, да и вообще умудряющаяся растить меня и поддерживать ежемесячными посылками и переводами бабушку и свою сестру, а также двух детей из неблагополучной семьи маминого брата. Т.е. ей было даже невдомек, да и не до того, чтобы продвигать мое обучение не по общепринятому стандарту.

Что можете сказать по данному поводу?

Edited at 2015-12-04 04:24 am (UTC)

в индивидуальном подходе ничего плохого нет :) при одном условии - если он предоставпяется всем или, в крайнем случае, не за счет тех, кто пока еще не читает запоем. Я в предыдущей статье писала о том, что наряду с отбором одаренных, всех остальных направляют на путь минимализма, а это страшно.

У нас есть маленькие классы с индивидуальным подходом для тех, кому обычное образование не подходит. Есть помощь тем, кому тяжело учиться по врожденным причинам. И разные дополнительные кружки для талантливых. Но большинство занятий проходит в обычных классах

  • 1
?

Log in

No account? Create an account