Previous Entry Share Next Entry
Продолжение темы коллективизма в фашизме и коммунизме
птенец
gol_olga

Писала я о разнице коллективизма при фашистском и коммунистическом мировоззрении. О том, что в первом случае (в случае принятия принципа аристократизма в природе и в обществе), массы должны формироваться примитивными, удобными для управления. А во втором случае - в случае принятия принципа равенства, а значит и развития каждого - формируется общество цветущей сложности, в котором на каждом участке, в каждой области должны создаваться условия для максимального развития членов общества.Понятно, что легко на бумаге и нелегко на практике. Но вряд ли кто-то сомневается, что советское образование было достойным. Все-таки освоение космоса на пустом месте не происходит. Да и сейчас на советский опыт в сфере образования многие смотрят положительно - например, финны.

Ключевой вопрос при фашизме - как управлять массами. Человек это ведь субъект, а не объект. Для того, чтобы им управлять, необходимо либо его собственное желание быть управляемым, либо его непонимание, что им управляют, либо насилие над ним. И упрощение человека облегчает процесс управления им. Гитлер культивировал фанатизм и слепую веру в лидера, опираясь на чувства людей. Слепая вера - вот что было ему необходимо. А для формирования слепой веры мешает образование и умение размышлять.

Немного из цитат Гитлера, подтверждающих вышесказанное:
- Из выступления Адольфа Гитлера в Мюнхене 27 апреля 1923 года: «Необходимость изменения характера образования вызывается тем, что мы ныне страдаем от избытка образования. Ценны только знания, но всезнание является врагом действий. Что сейчас необходимо, так это инстинкт и воля» (Джордж Моссе.Нацизм и культура).

- Из выступления на Нюрнбергском съезде в 1935 году: "Нам не нужны интеллектуальные упражнения. Знание разрушительно для моей молодежи… По нашему мнению, молодой немец будущего должен быть стройным и ловким, резвым как борзая, гибким как кожа и твердым как крупповская сталь" (С.Воропаев. Энциклопедия Третьего Рейха).

- Ну и еще чуть-чуть о том, каким Гитлер видел среднего немца: «Любого среднего человека, если посвятить этому достаточно времени, можно кое-чему научить. Но если у него нет никакой искорки таланта, то это будет лишь бездушное "обучение", как и у животного. Если посвятить особенно много внимания дрессировке, то можно и среднего человека обучить кое-чему сверх среднего уровня, но это будет только мертвая "наука", совершенно бесплодная и в последнем счете лишенная всякого творчества».. Понятно, что с таким подходом тратить время на развитие среднего гражданина никто не будет. Но Гитлер проиграл войну, а значит практика показала неэффективность его мировоззрения.

До сих пор существуют люди, пытающиеся возродить фашизм. Именно поэтому очень настораживают нынешние реформы образования, явно заточенные на формирование человека, ограниченного в знаниях и не способного размышлять. Это равносильно созданию предпосылок для фашизма. Как там пели в известном фильме Кот Базилио и Лиса Алиса? "На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь!"
Продолжение здесь

  • 1
мы ныне страдаем от избытка образования."Нам не нужны интеллектуальные упражнения. Знание разрушительно для моей молодежи…
Это очень актуально для Украины.

Тоже сам для себя открыл недавно чуть ли не прямую связь между упрощенчеством и антиколлективизмом, был даже обескуражен поначалу

  • 1
?

Log in

No account? Create an account