Previous Entry Share Next Entry
Инстинкт равенства
птенец
gol_olga

Человеческие качества, обеспечивающие этическую составляющую гуманизма (способность к эмпатии, состраданию, явление совести) появились у человека не искусственно, не случайно. Во многом определяющиеся воспитанием и культурой, они основаны на природных способностях человека, но зачатки этих способностей есть и у животных.

Немного повторюсь, но хочется четко обозначить, что зацикливание сторонников эволюционного происхождения человека на инстинкте выживания за счет домининирования как минимум ненаучно. Человек отличается от других представителей живой природы тем, что он может действовать согласовано и при этом не по заданным инстинктом лекалам. Однако такое согласованное действие, несомненно, возникло до формирования языка. Согласованные действия влияли на выживаемость человека как вида - в отсутствии клыков, когтей и большой физической силы люди смогли выжить как вид только действуя совместно, умножая свои силы, воспринимая окружющих людей как собственное продолжение, увеличивая таким образом свои возможности в защите себя от опасностей.

Все знают о материнских чувствах – это явление, когда мать отождествляет себя с детенышами, воспринимает их продолжением себя, причем продолжение это для нее порой гораздо важнее, чем она сама. Никто не будет спорить, что это инстинкт, что это явление играет большую роль для выживания вида. По своим собственным впечатлениям могу сделать вывод, как это работает: матери больно, когда ребенку плохо, и она делает все возможное, чтобы изменить ситуацию.

Почему больно? Потому что чувства ребенка становятся чувствами матери. Понятно, что такая реакция зависит от развития способности матери становиться на место другого существа – на место детеныша, то есть существа, находящегося близко, связанного с матерью тактильными ощущениями. Причем необязательно детеныш должен быть родной или даже своего вида. Полно примеров, когда родившим самкам подкладывали детеныша другого вида, а самка кормила и защищала этого детеныша наравне со своими.

У человека подобное установление связи с другим существом возможно не только при наличии тактильного общения, и не только в определенные гормональные периоды жизни. Случаи, когда человек способен представлять себя на месте другого существа, расширены благодаря возможности абстрактного мышления, воображения. Человек может проигрывать в уме разные ситуации, представлять последствия ситуаций и, как мать в отношении своего ребенка, испытывать боль при страданиях этого существа. Независимо от того, кто наделил человека воображением, мышлением и другими качествами, способствующими формированию представлений, – Бог или естественный отбор - эти качества обеспечивают способность человека к состраданию. Способность человека к состраданию – это поднятый на новый уровень «материнский» инстинкт, это инстинкт сочувствия.

Я беру слово «материнский» в кавычки, потому что его принято так называть, но он ведь проявляется не только к собственным детенышам. Мать может отождествлять себя необязательно с собственным ребенком, а с тем, кто находится рядом (например, с подкидышем). Сочувствие имеет ту же природу: человеку тоже проще сочувствовать тем, кто находится рядом, чем кому-то вдалеке. Например, когда детям предлагают поделиться конфетой с ребенком из его детского сада, они гораздо охотнее делятся, чем когда предлагают поделиться с ребенком незнакомым из другого детского сада. Однако несомненно, что в сочувствии незнакомым людям лежат те же способности, что вызывают сочувствие близким.

Сочувствие – солидарность с чувствами другого человека – в какой-то степени лежит и в основе такого явления как совесть. Боль другого человека, вызванная собственным поступком, заставляет человека чувствовать себя плохо, жалеть о содеянном. Предчувствие этой боли, порой неосознанное, останавливает человека перед неблаговидным поступком.

Рассматривание сочувствия как инстинкта, закрепленного естественным отбором, а не как надстройку человека, созданную культурой, не позволяет объявлять его искусственным. Способность к сочувствию – свойство человека как вида. И это свойство закреплено природой в строении человека. Ученые установили, что морально-эмоциональные оценки обеспечены строением мозга человека, его физиологией. Выявлен отдел мозга, повреждения которого приводят к тому, что у человека пропадает способность испытывать чувство вины и сочувствия, сопереживания. Таким образом, сочувствие – это врожденная, подсознательная способность человека. У кого-то она развита слабо, у кого-то сильнее. Культура может этот инстинкт всего лишь развивать или подавлять. Культура человека, развивающая сочувствие, опиралась не на пустоту, а на задатки, заложенные в человеке природой.

Этот инстинкт можно назвать инстинктом равенства, инстинктом приравнивания себя к окружающим. Природа дала человеку возможность развития так, чтобы чувства других людей становились его собственными. Поэтому коммунизм, о котором писал Маркс, имеет все шансы на существование. Дело лишь в желании – от того, какие инстинкты человечество будет развивать, зависит будущее


  • 1
"Поэтому коммунизм, о котором писал Маркс, имеет все шансы на существование."
Да, имеет, только не поэтому.
-----
" Дело лишь в желании – от того, какие инстинкты человечество будет развивать, зависит будущее"
Опять воспитание "нового человека"?
Пока теория марксизма-ленинизма не учтёт, что такое человеческий разум и как эволюционирует его сознание в своей предлагаемой коммунистической системе, торопиться не надо. Иначе опять развал страны. Я не хочу.

Независимо от того, кто и что понимает под человеческим разумом, развивать инстинкт сочувствия и равенства полезно - хотя бы для душевного равновесия. Ибо без умения сочувствовать общаться сложно, а в одиночестве человек сходит с ума. Коммунистическая система, напомню, это всеобщее самосознание. Насколько в этой системе самосознание всеобщее, настолько она и коммунистическая

Эволюционные корни добра и зла: бактерии, муравьи, человек http://polit.ru/article/2010/06/18/markov/
Почитайте, там полно фактов.)))
"Но я об этих страстях говорить не буду, потому что они кипят за пределами науки, а нас, биологов, интересует другое. Нас интересует, почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других."


Edited at 2016-05-29 12:00 am (UTC)

Зюганов сказал, что "Первым коммунистом был Христос". Похоже на правду.

Возможно. "Возлюби ближнего как самого себя" - это чистый коммунизм.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account