Previous Entry Share Next Entry
Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) пастырям и пастве в 1926 году
птенец
gol_olga

Я специально пишу тут о проекте, датированном 10 июня 1926 года, а не о самой декларации, подписанной митрополитом Сергием (Страгородским) 16/29 июля 1927 года и распространявшейся в виде листовок по епархиям (декларация – на фото).

Декларация, ставящая целью продемонстрировать лояльность Церкви к Советской власти (для того, чтобы правительство разрешило создание органов управления Церковью), была опубликована 19 августа 1927 года в «Известиях». Те, кто интересуются церковной жизнью в советское время, скорее всего, о ней знают и читали ее. Но мне случайно попался недавно текст проекта этой декларации, и он показался мне очень важным (М.И.Одинцов. Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. и борьба вокруг нее // Отечественная история, 1993, №6, док. №2 с. 128–130).

Еще Патриарх Тихон в 1923–1925 гг. прилагал усилия в налаживании взаимопонимания между Церковью и Советской властью, подчеркивая в обращениях к правительству, что церковь признает декрет об отделении церкви от государства и статью о свободе совести в Конституции РСФСР.  В конце февраля 1925 года он обратился в НКВД с заявлением о регистрации Священного синода, но довести до конца дело не успел – умер в апреле.

Выбранный иерархами в качестве местоблюстителя митрополит Крутицкий Петр был арестован и сослан в Сибирь, поэтому дела вел его заместитель -– митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Он наметил созыв Священного Синода, но чтобы этот орган действовал легально, Сергий обратился с заявлением о его регистрации. НКВД поставил условием заявление Церкви о лояльности Советской власти. Именно эту цель и преследовало готовящееся послание.

Проект послания интересен тем, что там не просто говорится от лица староцерковной иерархии и паствы про готовность быть законопослушными. В проекте, в отличие от окончательного послания, разъясняется, почему это так. Если в окончательном послании всего лишь утверждается что «случайности для христианина нет и что в свершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели», то в проекте упор делается не на слепое повиновение Деснице Божией, а раскрывается близость того, что требует советское государство, и того, что требует вера:

«мы убеждены, что православный христианин, свято соблюдая свою веру и живя по ее заповедям, именно потому и будет всюду желательным и образцовым гражданином какого-угодно государства, в том числе и Советского, в какой бы области жизни не пришлось ему действовать: на фабрике, в деревне или в городе, в армии или на шахте. Потребует ли государство отказа от собственности, нужно ли будет положить жизнь свою за общее дело, нужно ли показать пример трезвости, честности. усердия на службе обществу – но всему этому и научает христианина его вера».

Так мыслил митрополит Сергий (Страгородский), будущий патриарх.

К сожалению, в окончательном варианте послания, доработанном с учетом мнения епископата, слова про то, что вера христианина научает его службе обществу и отказу от собственности, исчезли. Видимо, отказ от собственности оказался для епископата неприемлемым. А жаль.

Напомню еще раз про близость одной из основных христианских заповедей – «возлюби ближнего твоего как самого себя» – с формулой коммунизма (Я=Я) и слова Христа, предварявшие его рассуждение о мамоне:

«19. Не копите богатства себе на земле, где моль и ржавчина точат их и где воры добираются до них и крадут их;
20. приумножайте лучше свои богатства на небе, где нет моли и ржавчины и нет воров и краж.
21. Ибо там, где богатство твое, там будет и сердце твое.
<…>
24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».


  • 1

И один законник из их числа спросил, искушая Его: «Учитель! Какая заповедь в Законе самая великая?» Он же ответил: „Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим“. Это самая великая и первая заповедь, а вторая подобна ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки. (Мт.22.35-40)


"... слова про то, что вера христианина научает его службе обществу и отказу от собственности, исчезли."
все таки большевики не отказывались от личной собственности, а только от таковой на средства производства. Наверно, поэтому и вычеркнули упоминание о собственности.

Edited at 2017-07-04 10:17 am (UTC)

Вряд ли большевики просили это убрать. Зачем им это? Думаю, тут не в большевиках дело, а в членах Временного Патриаршего Священного Синода, которые подписали декларацию вместе с митрополитом Сергием. Это был найденный консенсус (тогда как проект был личным посланием митрополита Сергия).

Edited at 2017-07-04 01:33 pm (UTC)

Какая вы, Ольга, умная) Именно по причине исчезнувших из декларации слов я считаю сотрудничество коммунистов с истинно верующими людьми мировых религий не только возможным, но и исторически неизбежным.
Я, конечно, не знал о декларации раньше. Но когда прочитал ваш пост, понял, что эти слова являются тем, что у меня в голове сидело в неоформленном виде.

Проект послания митр. Сергия пастырям и пастве в 1926 год

Пользователь arctus сослался на вашу запись в своей записи «Проект послания митр. Сергия пастырям и пастве в 1926 году» в контексте: [...] : [...]

Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) п

Пользователь rjadovoj_rus сослался на вашу запись в своей записи «Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) пастырям и пастве в 1926 году» в контексте: [...] нал взят у в Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) пастырям и пастве в 1926 году [...]

Проект декларации мог быть любым.

Церковь была не готова к вызовам человечества в 20 веке. Не готова она и в 21 веке. После смерти патриарха Сергия(Страгородского) советская церковь прекратила свое существование. Начиная с Алексия(Симанского) церковь начала решать свои собственные проблемы.



Edited at 2017-07-06 12:44 pm (UTC)

Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) п

Пользователь pontokot сослался на вашу запись в своей записи «Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) пастырям и пастве в 1926 году» в контексте: [...] Оригинал взят у в Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) пастырям и пастве в 1926 году [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account