Previous Entry Share Next Entry
«Единство» образовательного пространства без знаний - 2
птенец
gol_olga

Очередной показатель того, что курс правительства на проводимые реформы образования остается неизменным, – это отклонение Госдумой в первом чтении законопроекта, направленного на определение статуса обязательной части примерной образовательной программы.Законопроектом № 544961-6 предлагалось закрепить инвариантность обязательной части в общеобразовательных программах, которые реализуют школы. Напомню, что по современным федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) образовательная программа состоит из обязательной части и вариативной. Обе части «с учетом» примерной образовательной программы разрабатываются школой, в индивидуальные программы ученика включается обязательная часть и вариативная (ученик выбирает ту или иную вариативную часть из предложенных школой программ). В ФГОС указаны предметы, которые должны войти в обязательную часть. В примерной образовательной программе, прошедшей экспертизу, указано содержание по предметам и расписано количество часов. Однако размытая формулировка «с учетом» и отсутствие в ФГОС минимума содержания по учебным предметам может позволить школам варьировать и содержание, и учебные часы в обязательной части. Законопроект закрепил бы обязательность определенного минимума содержания (раньше такой минимум был указан в ФГОС).

Законопроект получил отрицательный отзыв правительства, основанный на том, что и вопросы по разработке и утверждению образовательных программ, и вопросы обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации уже отрегулированы законодательством. Членов правительства не волнует, что отсутствие ограничения вариативности образовательных программ сформирует такое «единство» образовательного пространства, которое не сможет гарантировать конвертируемость аттестатов и возможность продолжать образование при смене места жительства.

Следует отметить, что способ, которым отклоненный законопроект предполагал обеспечить единство образовательного пространства, оставлял желать лучшего. Причины возможной неконвертируемости аттестатов и риска невозможности продолжать образование при смене места жительства лежат не только в большой вариативности образовательных программ. Главной проблемой является то, что нынешние ФГОС не гарантируют какого-либо определенного уровня знаний по учебным предметам, получаемых на той или иной ступени образования. В требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания, которое должен усвоить ученик (ст.2 п.6 и ст.11 п.3 ФЗ №272-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Соответственно, в требования к предметным результатам освоения образовательной программы не включена знаниевая составляющая. Даже если закрепить законом инвариантность какой-либо части образовательной программы и по содержанию, и по количеству учебных часов, отсутствие в требованиях к результатам знаниевой составляющей не позволит обеспечить контроль за освоением учеником программы со всеми вытекающими последствиями.

Можно понять и правительство, и депутатов, отклонивших законопроект: если неважно, с каким объемом знаний выйдет выпускник из школы, то к чему регламентировать объем содержания и количество часов, посвященных этому содержанию в процессе образования? Действующее законодательство проводит в жизнь подход в образовании, подталкивающий детей к минимализму, позволяет лишить выпускников школы знаний, сделав их послушным инструментом в руках людей с качественно иным образованием. И изменить ситуацию полумерами невозможно. Необходимо перерабатывать закон кардинально, возвращаясь к знаниево-ориентированному подходу в образовании детей. Такой подход позволит и личность ребенка развивать посредством получения знаний, и вооружит выпускника определенным багажом знаний как для самостоятельного суждения, так и для возможности  продолжать образование.


  • 1
жаль, что законопроект получил отказ

Законы, по идее, должны оформлять в буквы то, что сложилось в общественной жизни. Общество наше хочет другого образования, а законы всё никак не отреагируют. Законодатели не те, мягко говоря.

https://gazeta.eot.su/article/glavnye-rezultaty-vserossiyskogo-oprosa-obshchestvennogo-mneniya-po-problemam-obrazovaniya

  • 1
?

Log in

No account? Create an account