gol_olga (gol_olga) wrote,
gol_olga
gol_olga

Category:

Музыка в развитии


Музыка расслабляет. Музыка манит. Музыка просветляет. Музыка зовет. Музыка возбуждает. Она много еще чего делает, в том числе и конструирует мозг ребенка. Она гармонизирует мозг, облегчая процесс обучения ребенка (и не только музыке!). А может, прослушивание музыки тоже замедляет старение мозга как любая деятельность (и физическая, и интеллектуальная)?
Оказывается, еще XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. А хирург-академик Борис Петровский делал сложные операции под музыку. В статье кандидата педагогических наук Алисы Самбурской собрана информация о влиянии музыки на человека, некоторые утверждения подтверждены ссылками на научные работы, однако вряд ли эта они необходимы простым людям - каждый на себе испытал силу музыки.

Итак, музыка
- оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление; и др.

Из этого списка я не замечала только действия музыки на вербальные и арифметические способности. Впрочем, вполне возможно, что просто не обращала внимания. Еще не очень понятно, как оценить творческое мышление – становится оно активнее или нет. Однако ассоциации, которые музыка вызывает, настолько разнообразны, что никаких сомнений в характеристике восприятия музыки как творческого процесса, нет.

Утверждения о том, что музыка вызывает усиление межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга, тоже кажутся вполне правомерны. Ведь музыка воспринимается целостно, а не отдельными нотами, и вполне логично предположить, что она тренирует целостное восприятие чело-либо.

Алиса Самбурская, ссылаясь на работы Г.Ю.Маляренко и М.В.Хватовой (1993-1996г.) утверждает, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Правда не очень понятно что исследователи имеют ввиду под «специально подобранная».

По убеждению Марии Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария), занятия музыкой совершенствуют процессы мышления так же, как это делают занятия математикой и языками. Ее наблюдения показали, что дети, которые учились по программе, в которой музыкальное обучение было расширено за счет уроков математики и языка, показали лучшие знания в языке и чтении и не хуже в математике, чем те, кто тратил больше времени на эти предметы без музыки. Спайхигер, основываясь на подобии умственных и эмоциональных действий, считает вероятным наличие музыкального эффекта перемещения. «Эффектом перемещения», или «перемещением обученности» называют усовершенствование одной познавательной способности или навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области.Кроме работ Марии Спайхигер, были еще эксперименты по замещению части предметов музыкой, при котором возросла успеваемость детей – в Венгрии (1951), в Швейцарии (1988-1991).

А еще свой вклад в процесс обучения может играть повышение работоспособности за счет положительных эмоций при прослушивании музыки. По данным И.М.Трахтенберга и С.М.Рашмана, положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20–40%. Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, а В.П.Петрушина показывает, что музыка способствует перспективных рассказов, стимулируя воображение.

Автор статьи приводит данные о пользе классической музыки и вреде современного рока. Например, Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые частично стирают хранящуюся в мозге информацию. Американцы во главе Р.Ларсеном обнаружили, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары изменяют некоторые физиологические показатели. Также вредны сверхгромкая музыка – такую музыку специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», так как она обладает разрушительынм действием.

В общем, детям надо давать слушать правильную музыку – это поможет им учиться с удовольствием. Даешь всестороннее развитие! Эх, найти бы время, чтоб почаще ходить филармонию…
Tags: для души, мозг, музыка, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments